Реставрация фресок Сикстинской капеллы |
13-11-2023 |
Сикстинская капелла, построенная по заказу папы Сикста ИV в Ватикане рядом с северной стороной Собора Святого Петра, была завершена около 1481. Ее стены расписывали несколько художников итальянского Возрождения из числа наиболее уважаемых в Италии конца XV в., В частности Гирляндайо, Перуджино и Боттичелли. [1] В дальнейшем капеллу дополнили: за папы Юлия ИИ-росписями потолка, выполненными Микеланджело между 1508 и 1512 годами, и на заказ папы Климента VИИ-картиной «Страшный суд» также работы Микеланджело, которая была завершена в 1514 году. [2] Гобелены на нижнем уровне, которые сегодня наиболее известные из картонов Рафаэля [a], завершили ансамбль капеллы в 1515-1516 годах.
Вместе картины составляют наиболее яркий проект эпохи Возрождения, а отдельные работы Микеланджело на потолке относятся к числу выдающихся произведений западного искусства всех времен. [B] Фрески Сикстинской капеллы, и особенно потолок с люнетами работы Микеланджело, реставрировались несколько раз. Последняя из этих реставраций проводилась с 1980 по 1994 год. Она оказала глубокое влияние на любителей искусства и искусствоведов, поскольку обнаружила цвета и детали, которых не было видно на протяжении веков. Некоторые утверждали, что в результате этого «все книги о Микеланджело должны быть переписаны». [3] Другие подвергли реставрации резкой критике, утверждая, что реставраторы не поняли истинных намерений художника. Этот вопрос до сих пор является предметом споров.
До реставрации, начатой в 1980 году, фрески на потолке Сикстинской капеллы уже подвергались ряда вмешательств. Изначально проблемы с потолком были вызваны протеканием воды с верхнего этажа. Около 1547 Паоло Джовио писал, что потолок повреждается селитрой и трещинами. Селитра вызывает появление белого налета. Джанлуиджи Колалуччи, главный реставратор Лаборатории реставрации Paиntиngs for Papal Monuments, Museums and Gallerиes, в своей статье «Цвета Микеланджело открыты вновь» утверждает, [4] что предыдущие реставраторы решали эту проблему косметически, применяя льняное или ореховое масло, которая делала кристаллический осадок более прозрачным .