Реставрация фресок Сикстинской капеллы |
14-09-2023 |
Остались интенсивные участки теней, которые выводят Кумской сивиллы в рельеф. Но это больше, чем рельеф, это и трехмерность, которую ценители искусства ожидают увидеть у человека, вылепила Моисея. [20] Критики реставрации утверждают, что такой была цель Микеланджело и на многих его фресках яркие контрастные цвета были изложены рядом, а затем доработаны а секко для достижения этого эффекта, и это было утеряно при слишком скрупулезном очистке. [19]
На отреставрированном потолка повсеместное потеряна сделана а секко четкая детализация архитектуры: раковины морских гребешков, желуди и орнамент «bead and reel», что Микеланджело, возможно, давал завершить помощнику, когда переходил на новую поверхность. Обработка этих деталей существенно различается. В некоторых местах, например, вокруг пазухи свода с Езекию архитектурные детали были нарисованы в Буоно фреско и остались нетронутыми.
Сравнение двух пазух сводов показывает их ризнний состояние после реставрации. Но, что слева, имеет тени и детали, прорисованные черным. Зеленый одежду с желтыми светлыми тонами был доработан размыванием черным и очерчен глубокой тенью. На имитируемых архитектурных деталях каждый элемент прорисован черным. Глаза ребенка детализированные черным и белым. То, что эти детали остались, позволяет предположить, что они были закончены, когда штукатурка была сырой. Вся пазуха дело имеет незаконченный вид. К расчистке она тоже имела черные прорисовки теней одежды и архитектурных деталей.
На угловых парусах, каждый из которых изображает сцену с насилием, удаления сажи снизило драматическую интенсивность всех четырех сцен. Это особенно заметно в потере глубины в сцене «Наказание Амана». Если раньше фигура резко выступала на темном затененном фоне, то теперь драматичность сцены утеряна в пастельной монотонности, которая осталась.