Реставрация фресок Сикстинской капеллы |
14-09-2023 |
Аспектом цвета, который оказался самым неожиданным, является поведение Микеланджело с тенями. Типичным примером могут служить Ливийская сивилла и пророк Даниил, расположенные рядом. Цветовое решение желтого наряда Сивиллы у Микеланджело ярко-желтое в отблесках и проходит через тщательно выстроенные тона от темно-желтого до бледно-оранжевого, более темного оранжевого и до почти красного в тенях. Хотя красные тени сами по себе необычные на фресках, такая градация по других частях спектра-достаточно естественное решение. На одежде Даниила такой ровной градации нет. Желтая подкладка его плаща вдруг становится в тенях плотно-зеленой, а розово-сиреневый цвет становится в тенях ярко-красным. Эти сочетания цветов, которые лучше всего описать как радужные, можно найти в самых разных местах потолка, включая чулки юношу люнеты «Матфан», на которых бледно-зеленый переходит в красно-фиолетовый.
В некоторых случаях сочетание цветов выглядит вопиющим: особенно это так в случае с фигурой пророка Даниила. Сравнение нереставрированные и отреставрированной фигур дает убедительное доказательство того, что Микеланджело работал над этой фигурой с размыванием сажи и такая техника была запланирована. [23] Ярко-красный цвет, использованный на одежде Даниила и Ливийской сивилл, сам по себе не создает эффектных теней. В этом и многих других случаях он, как представляется, был задуман как подрисовок, что только просматривается через тонкий слой черного и с выделением более глубоких теней более интенсивным черным, как и осталось на Кумской сивиллы. Такое использование ярких, контрастных цветов как подрисовок нехарактерно для фресок, но часто применяется в масляной живописи и в темпере. Как и у Даниила, желтое платье Ливийской сивилл когда-то имело гораздо более тонкие оттенки в складках и тенях, чем сейчас. [E]
Нет никаких сомнений в том, что к реставрации весь потолок был грязнее, более приглушенная и монохромная, чем входило в намерения Микеланджело, но когда изображение фресок рассматривались в загрязненном и нереставрированные состоянии, тонкие размывания и интенсивные контуры, описанными Беком и Аргимбо, [19] [20] давали о себе знать, наделяя формы массой и объемом.