Архитектурное освещение |
14-12-2023 |
Архитектурный памятник может выглядеть «в мажоре» во время солнечной погоды и «в миноре» во время пасмурной. Архитектурное освещение объекта по «первому направлению» имеет своей целью воссоздание определённого эмоционального смысла в облике здания, и это воссоздание нередко подчинено философскому или идеологическому замыслу. Монумент «Рабочий и колхозница», будучи подвергнут архитектурному освещению, получился достаточно «мажорным», мягким и лёгким для восприятия, чего могло и не быть, если бы сегодня господствовал советский режим; монумент сегодня воспринимается просто как художественное произведение, а не символ тоталитарного социализма, это и обусловило характер освещения памятника. А ведь изначально скульптура планировалась именно как символ господства «победившего социализма».
Так или иначе, современное архитектурное освещение происходит от обыкновенного уличного освещения, первоначально имевшего чисто практическое назначение. Обилие освещения на улицах в начале современной эпохи знаменовало экономическое изобилие, позволяющее тратить много энергии «для красоты». Естественно, сначала архитектурное освещение было построено на лампах накаливания. В России первым монументальным объектом, подвергшимся художественному освещению, был петербургский Зимний Дворец, произошло это в конце XIX века. Лампы накаливания в эту эпоху воспринимались как передовое и в определённом смысле даже футуристическое изобретение, символизирующее начало новой эпохи, поэтому использование их для архитектурного освещения создавало нужный эффект.