Архитектурное освещение |
16-11-2023 |
Второе направлено на создание специфического «контробраза», при этом архитектурный объект предстаёт, как говорится, «в новом свете». Первый путь хорош для классических зданий и памятников, характерный облик которых уже сложился в сознании людей; они сами по себе являются объектами искусства, то есть имеют самостоятельную художественную ценность. Для освещения «новых» зданий подходит второй путь, позволяющий раздвинуть границы восприятия торговых центров, выставочных залов, жилых и офисных зданий только как построек утилитарного назначения. Определённую художественную ценность таким объектам придают различные «внешние» эффекты, одним из которых и является освещение.
Концепция освещения реставрированного в 2009 году монумента «Рабочий и колхозница» представляет собой подсветку с помощью прожекторов Maxiwoody, установленных на опорах и выделяющих основной объём памятника; с задней стороны монумента установлены несколько прожекторов, создающих лёгкое добавление, так называемый контражур. С помощью такого освещения усилено объёмное восприятие скульптуры. Освещение практически ничего не добавило к образу памятника, оставив всё «как есть», благодаря чему сохранено реалистическое восприятие монумента. Это пример архитектурного освещения первого направления. Примером второго направления может служить упоминавшееся освещение Останкинской телебашни.
Однако некоторые эксперты говорят, что такое разделение направлений в известной мере условно. Дело в том, что днём восприятие архитектурного объекта насыщено определёнными эмоциональными смыслами, которые могут по-разному восприниматься разными наблюдателями. Для одного и того же наблюдателя восприятие объекта также может быть различным в зависимости от погодных условий.