История архитектурной реставрации дореволюционной России |
03-01-2024 |
Интересный материал для размышлений дают нам сегодня новейшие примеры архитектурно-реставрационных работ, осуществленных уже в независимой Украине. При этом, конечно, нельзя не отметить конструктивную роль различных религиозных конфессий, которые уже в независимой Украине наряду с новым строительством активно приобщаются к восстановлению памятников сакральной архитектуры. Однако одновременно этот процесс сопровождается рядом существенных, порой просто кричащих проблем. Главная из них связывается с недостаточной осведомленностью заказчиков, пользователей, инвесторов с фундаментальными принципами, которые сложились в этой сфере архитектурной деятельности на основе всего мирового опыта. Вместе с тем отечественные архитектурно-реставрационные учреждения при осуществлении проектно-реставрационных разработок иногда занимают конформистские позиции по отношению к неуместных прихотей заказчиков. Ситуацию существенно осложняет и то обстоятельство, что крайне слабыми являются государственные и общественные организации, должны осуществлять контроль за состоянием сохранения, охраны, реставрации и эксплуатации памятников архитектуры и градостроительства. И дело даже не столько в количестве соответствующих штатных должностей, хотя это крайне важно, сколько в их профессиональной подготовке и служебной мотивации.
Например, процитированные выше отметки П.Уваровои вполне можно отнести к тому, что происходит в последние годы в том же Зимнивского монастыре: надстройка искусственного, «фантастического» пятиглавия на Успенской церкви, введение псевдо-русских декоративных элементов в отделке, диссонансные новострои на прилегающей территории и т.д..
Другой примеры. Памятник архитектуры национального значения деревянная Покровская церковь в с. Обаров вблизи Ровно усилиями предприимчивого пользователя искажена кирпичными пристройками. Вновь женский монастырь в с. Городок своими активными строительными работами превратил эту уникальную архитектурно-ландшафтную достопримечательность в некую «выставку» псевдобароковои архитектуры. Нечто подобное можно сказать и по отношению к Николаевской церкви в Гоще. Даже такая жемчужина сакральной архитектуры ХVИ - XVИИ вв. как Межирицкий оборонный монастырь страдает от «самодеятельности» пользователей. Перечень подобных фактов является долгим.