История архитектурной реставрации дореволюционной России |
03-01-2024 |
Здесь стоит заметить такую интересную обстоятельство. Дело в том, что живописные, и по-своему очень романтические руины этих памятников течение многих лет украшали страницы различных исторических, краеведческих, художественных изданий [4]. С одной стороны, такая широкая их популяризация перед началом реставрационных работ безусловно возбуждала интерес широкой публики к памятникам старины, и не только на Волыни. С другой - она стимулировала исследовательский интерес и в символическом смысле требовала от царской администрации принятия каких-либо конкретных мер для реабилитации памятников древнерусской прошлого ...
Правда, этот интерес не сразу оформилось в конкретные реставрационные проекты. Российской администрации понадобилось немалое время, почти полвека, чтобы четко уяснить для себя важность этого наследия, особенно в контексте упомянутой выше общественно-идеологической триады с акцентом на православии. По характеристике известного издателя Помпея Николаевича Батюшкова, "... величественные руины храмов, частично искажены переделками в костелы, частично разворованы шляхтой и евреями на хозяйственные постройки в близлежащих поселениях, частично пострадавшие от татарских погромов, служат красноречивым свидетельством ... что земля, на которой храмы были построены, коренная, древняя Русь "[5]. В этих словах, собственно, и кроется главная мотивация реставрационных акций - засвидетельствовать историко-культурную идентичность этих территорий как русских по происхождению. Однако в действительности эта позиция трансформировалось в более приемлемую для власти дефиницию - как "русских".
Иллюстративный ряд целесообразно, видимо, начать с Богоявленского собора в Остроге, восстановление которого началась в 1886 году и в целом была завершена в 1889 году. Перед началом реставрационных работ собор, который был закрыт еще в ХVИИ веке, фактически превратился в сплошную руину. Поэтому было принято решение полностью разобрать надземные конструкции, за исключением северной стены. Это была мощная часть стеновых конструкций, поскольку она входила в оборонного рубежа всего замка. Таким образом в итоге памятник была отстроена почти заново, причем с существенными изменениями как в объемно-пространственном решении, так и в архитектурной стилистике.